Воронежская городская Дума
 
Поиск по сайту Где искать
Электронная приемная Официальные символы Воронежа Устав Воронежа
Оперативная информация

В интересах развития мегаполиса

24.07.12

В рамках своего поля ответственности Воронежская городская Дума совершенствует формы работы, которые помогают людям и улучшают взаимодействие ветвей и уровней власти

На днях председатель Воронежской городской Думы Александр Шипулин встретился с корреспондентом газеты «Московский комсомолец в Воронеже». Спикер рассказал об основных результатах работы, проведенной городским парламентом за последние десять месяцев (фактически парламентский год). Как подчеркнул председатель, главной целью работы Воронежской городской Думы является социально-экономическое развитие города и превращение его в территорию, комфортную для проживания.

- Александр Никитович, состав горДумы очень разноплановый: среди депутатов есть и бизнесмены, и строители, и представители бюджетной сферы. Какие общие принципы помогают консолидировать позиции депутатов, сделать их работу более эффективной?

- Консолидирующую роль для парламентариев играют Регламент городской Думы, в котором прописан порядок рассмотрения материалов, Устав города и другие нормативно-правовые документы, которые обеспечивают конструктивную и эффективную работу. Что касается консолидации в работе, то депутатам удалось выработать эффективные схемы взаимодействия. До сведения каждого парламентария доводятся не только сами материалы, включенные в повестку очередного заседания, но и соответствующие заключения к ним, которые готовят специалисты гордумы. Если рассматриваемые вопросы касаются эффективности расходования бюджетных средств, то депутатам предоставляется также заключение Контрольно-счетной палаты города Воронежа.

Консолидирующим механизмом в городской Думе также является работа депутатов во фракциях. Например, 33 парламентария входят во фракцию «Единая Россия». Именно члены фракции по отчету главы городского округа город Воронеж Сергея Колиуха о деятельности городской администрации за 2011 год приняли резолюцию, в которой наметили основные векторы работы Воронежской городской Думы по совершенствованию системы управления городом и устранению недостатков и коррупциогенных факторов.

- Какие основные принципы работы городского парламента Вы могли бы выделить?

Одним из важнейших принципов работы Воронежской городской Думы является формирование эффективной системы обратной связи с населением. Большую роль здесь играют активно функционирующие общественные приемные депутатов, отработанный действенный механизм по исполнению наказов избирателей. Значительную часть депутатской деятельности составляет работа по обращениям граждан. В отчетном периоде - с 1 сентября 2011 года по 1 июля 2012 года - в Воронежскую городскую Думу поступило 442 письменных обращения. Эффективным способом взаимодействия между гражданами и депутатами стало направление обращений в электронном виде, в том числе через официальный сайт Воронежской городской Думы. Большинство из поступивших обращений касалось социальных вопросов (36,6%), проблем ЖКХ (22,1%) и вопросов благоустройства (22,6%). По результатам их рассмотрения на 79 из них были сделаны запросы и даны ответы по существу, 139 было направлено для рассмотрения в другие органы власти, одно было принято на сессии и два были включены в городские муниципальные программы.

Кроме того, проекты принимаемых Думой решений по вопросам местного значения проходят общественную экспертизу, которая осуществляется в ходе публичных слушаний. К примеру, в ходе 36-го заседания Воронежской городской Думы депутаты одобрили проект, предполагающий внесение изменений в Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж. Этот законопроект разработан в целях приведения норм Положения в соответствие с федеральным законодательством, а также в соответствие с изменениями, внесенными в Устав городского округа город Воронеж. Согласно последним, обсуждению на публичных слушаниях подлежат проекты правил благоустройства территорий, а порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать опубликование их результатов, включая мотивированное обоснование принятых решений. В предоставленном на рассмотрение депутатов проекте было предложено сократить срок процедуры опубликования проекта решения о бюджете городского округа и отчета о его исполнении с 30 до 15 дней со дня проведения публичных слушаний.

Важно отметить, что при принятии важных для города решений Воронежская городская Дума также опирается на мнение населения. С этой целью проводятся социологические исследования и опросы общественного мнения. К примеру, в 2011 году был проведен ряд социологических исследований с целью определения мнения горожан о приоритетах при распределении бюджетных средств по таким социальным статьям, как «Образование», «Здравоохранение», «Спорт и физическая культура». Проводились также замеры общественного мнения по оценке реализуемых депутатами инициатив в сфере образования и здравоохранения, и необходимо отметить, что большинство воронежцев восприняло эти инициативы положительно.

Все эти формы взаимодействия позволили городскому парламенту эффективнее работать с нормативными актами. За отчетный период Воронежской городской Думой проведено 15 заседаний Думы и 19 заседаний Совета, а также принято 326 правовых актов, в том числе 312 – по инициативе главы городского округа и 14 – по инициативе городской Думы.

- При Воронежской городской Думе функционирует система Общественных советов. Насколько эффективным инструментом взаимодействия городской власти с населением они являются?

Действительно, при Воронежской городской Думе сформирован ряд общественных советов: по малому и среднему бизнесу, по территориальному общественному самоуправлению, по сохранению культурно-исторического наследия и развитию туризма, по вопросам семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями. В состав каждого совета входят профессионалы, которые «изнутри» знают ситуацию в своем сегменте.

К примеру, что касается Общественного совета по предпринимательству, то в его работе регулярно принимают участие крупные предпринимательские объединения: организация «ОПОРа», Торгово-промышленной палата. Совет выдвинул ряд существенных замечаний разработчикам Положения «О порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Воронеж». Также была создана согласительная комиссия, куда также вошли помимо чиновников, депутатов и предпринимателей члены Общественного совета. К участию в работе были приглашены представители прокуратуры и УФАС по Воронежской области. В результате, администрация городского округа город Воронеж внесла в проект существенные поправки, которые и были приняты депутатами на заседании Воронежской городской Думы. Согласно принятому документу, за счет заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по начальной цене аукциона в городскую казну должно поступить порядка 15 млн. рублей.

Успешной я считаю работу общественного совета по сохранению культурно-исторического наследия и развитию туризма. В прошлом году в ходе подготовки к празднованию 425-летнего юбилея Воронежа по инициативе Воронежской городской Думы и при активном участии совета была организована и проведена экскурсионная экспедиция для школьников «Моя Родина – Россия, край Воронежский», в которой приняли участие более 20 тысяч школьников 5-8 классов. Общественный совет помог разработать семь тематических маршрутов. Спонсорскую помощь в реализации данной акции оказали депутаты - члены фракции «Единая Россия» Воронежской городской Думы, Воронежский региональный общественный фонд поддержки Всероссийской политической партии «Единая Россия», Воронежский региональный союз предпринимателей «ОПОРА», Совет промышленных предприятий города Воронежа, Региональное объединение работодателей строительного комплекса Некоммерческое партнерство «Союз строителей Воронежской области». По результатам опроса общественного мнения 68% респондентов посчитали, что для детей инициатива Воронежской городской Думы по организации экскурсионной экспедиции «Моя Родина – Россия, Край Воронежский» очень важна, а на вопрос «Хотели бы Вы сами принять участие в подобной экспедиции?» положительно ответили 74% взрослого населения.

В дальнейшем было принято решение об открытии нового экскурсионного маршрута, посвященного двухсотлетию Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время в рамках этой программы проводятся экскурсии для детей, находящихся в пришкольных лагерях. В сентябре этого года планируется поездка на Бородинское поле членов Благотворительного фонда ветеранов всех войн и учащихся Воронежа, которые уже принимали участие в экскурсиях по родному городу, приуроченных к 200-летию Бородинского сражения.

Вообще работа общественных советов очень важна для грамотного развития города. Эта практика получает все большее распространение. К примеру, при поддержке депутатов создаются общественные Советы территорий. Так, уже активно работают Советы территорий городских микрорайонов Масловка и Никольское, микрожилзон улиц Менделеева, Волгодонской, Ростовской, Чебышева.

- Какое значение придает городской парламент работе по информированию населения о решениях, принимаемых городской Думой?

Оперативное предоставление официальной информации о деятельности городской Думы – это важная часть взаимодействия депутатов и жителей города. Информирование населения ведется посредством работы с телевизионными СМИ, радио, информационными агентствами, печатными изданиями города. Своевременно освещаются заседания городской Думы, выходят репортажи с участием депутатов, публикуются решения Воронежской городской Думы. Наиболее полно за отчетный период отражались в СМИ вопросы внесения изменений в Устав города Воронеж, принятия и исполнения городского бюджета, реализация социальных программ, вопросы ЖКХ.

Важную роль в информировании населения о работе Воронежской городской Думы играет ее официальный сайт в сети Интернет. Информация здесь постоянно обновляется и содержит все необходимые сведения о деятельности Думы. За последние 10 месяцев количество посещений сайта составило 121854.

- Городская Дума является не только представительным, но и, своего рода, контролирующим органом власти. Каким образом на практике реализуется контроль за деятельностью чиновников?

В соответствии с требованиями действующего законодательства сотрудники правового управления Воронежской городской Думы проводят правовую экспертизу проектов правовых актов и антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов. Так, за период с сентября 2011 года по июнь 2012 года проведено более 300 правовых и 76 антикоррупционных экспертиз.

Важным фактором для депутатов является общественная экспертиза наиболее актуальных правовых документов. К участию в диалоге приглашаются специалисты профильных ведомств, чиновники, работники прокуратуры, эксперты, жители Воронежа. Примером может служить принятие миссии стратегии развития города. Так, «Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж до 2020 года» был дополнен по результатам публичных слушаний. Депутатам было предложено включить пожелания совета директоров промышленных предприятий и филиала ФГУ «Российское энергетическое агентство». Кроме того, к основным сферам деятельности местного самоуправления добавились: содействие и модернизация действующих крупных промышленных предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности; содействие энергосбережению и энергоэффективности всех сфер городской экономики; содействие формированию на территории городского округа (и пригородных территориях муниципальных образований области) экономических зон инновационного развития.

В целях обеспечения качественного исполнения принимаемых решений на заседаниях Совета Думы и парламентских сессиях регулярно заслушивалась информация по актуальным для города и горожан вопросам. Всего за отчетный период было заслушано 6 сообщений. В том числе – о состоянии дорожного покрытия в городском округе город Воронеж и мерах, принимаемых администрацией городского округа город Воронеж по устранению выявленных дефектов, по состоянию на 1 июня 2012 года, о ходе исполнения Программы «Развитие инфраструктуры отдельных территорий городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы», об установке детских игровых площадок на дворовых территориях городского округа город Воронеж, о ситуации с заработной платой учителей после введения новой системы оплаты труда и повышением фонда оплаты труда на 30% и др.

На Совете Думы парламентарии дважды обсуждали комплекс вопросов, связанных со взаиморасчетами за жилищно-коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, входящими в состав саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Воронежская коммунальная палата».

- Насколько эффективным инструментом контроля за расходованием бюджетных средств является Контрольно-счетная палата?

Совместно с городской Контрольно-счетной палатой и администрацией городского округа был разработан проект решения «Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате городского округа город Воронеж». В декабре 2010 года в Регламент Воронежской городской Думы были внесены изменения, устанавливающие порядок взаимодействия городской Думы и Контрольно-счетной палаты. Информация о результатах проводимых Контрольно-счетной палатой мероприятий, план мероприятий по устранению выявленных нарушений направляются депутатам городской Думы для рассмотрения на совместном заседании профильной комиссии городской Думы, бюджетной комиссии и комиссии по муниципальной собственности.

В период с 1 сентября 2011 года по 1 июля 2012 года в адрес Воронежской городской Думы поступило 13 отчетов по результатам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в муниципальных предприятиях и учреждениях города по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Из числа поступивших материалов контрольных мероприятий 6 касались социальной сферы, 6 – жилищно-коммунального хозяйства и один – муниципального управления. По материалам проверок Контрольно-счетной палаты администрация города и проверяемые предприятия и учреждения разрабатывали мероприятия по устранению нарушений.

- Какие еще меры принимаются городскими властями для борьбы с коррупцией в бюджетном процессе?

Важным инструментом, препятствующим проникновению коррупционных схем в бюджетный процесс, является увеличение доли загруженности главного финансового документа города муниципальными целевыми и ведомственными программами. В 2011 году на территории города действовало 20 муниципальных и 6 ведомственных целевых программ. Большинство мероприятий программ исполняется, что позволяет достигать поставленных целей. При этом доля расходов бюджета, формируемых на основе муниципальных и ведомственных целевых программ, составила 30 процентов. К концу текущего года данный показатель планируется довести до 50, а в следующем – до 70 процентов расходов бюджета. Таким образом, сделано еще несколько шагов на пути перехода к «программному бюджету», о необходимости которого говорилось в бюджетном послании Президента.

В результате очередной корректировки бюджета, которую депутаты утвердили на заседании городской Думы 11 июля 2012 года, финансирование долгосрочных муниципальных и ведомственных целевых программ по сравнению с первоначально принятым бюджетом возрастет на 1,740 млрд рублей по 7 программам и составит 41% доли расходов бюджета, формируемых на основе муниципальных и ведомственных целевых программ.

Я хотел бы также подчеркнуть, что в условиях демократических процедур любой политический институт не идеален и требует постоянного совершенствования. Воронежская городская Дума, у которой сложились традиции, свое поле ответственности, не стоит на месте, под влиянием избирателей и в рамках системы обратной связи повышает качество и эффективность своей работы. Правильный вектор даже при наличии определенных недочетов и шероховатостей помогает в системе обратной связи общаться с избирателями, вбирать их наказы и требования и переводить в плоскость практических решений. В свою очередь, это создает условия для взаимодействия депутатов Воронежской городской Думы со всеми ветвями и уровнями власти, включая и институт губернатора. В итоге из этих элементов формируется тренд развития российского парламентаризма, в том числе на местном, муниципальном уровне.

© 2002 - 2015. Все права защищены
Воронежская городская Дума
Информсвязь
 
Наш адрес
394000, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 8
тел. 8 (473) 222-73-01
E-mail: obschyiotdel@vmail.ru
Время работы: понедельник - четверг с 9.00 до 18.00,
пятница - с 9.00 до 16.45. Перерыв: с 13.00 до 13.45
ВКонтакте