Электронная приемная | Официальные символы Воронежа | Устав Воронежа |
Вечное движение вперед03.06.12 В минувшую пятницу на улице Богдана Хмельницкого в Отрожке царил… Новый год. Да не простой, а самый что ни на есть юбилейный. Воронежский вагоноремонтный завод отмечал 100-летие со дня своего образования: 1 июня 1912 года в Воронеже было открыто новое крупное предприятие – Отрожские железнодорожные мастерские. С 1931 г. ВВРЗ носит имя Эрнста Тельмана. Вековая история… В Отрожке к ней можно реально прикоснуться, и не только в заводском музее. Здесь живут люди, творившие вслед за своими отцами и дедами славную историю – завода, города, страны. Многие из них собрались в праздничный день на торжественный митинг. Были здесь фигуры и неожиданные. В частности, на трибуне явно выделялся немолодой (в следующем году – 90-летие), но все еще подтянутый мужчинам в парадной генеральской форме со множеством наград, в том числе боевых. Александр Сухарев. Человек-легенда. Последний генеральный прокурор СССР. Причем на юбилей Александр Сухарев прибыл вовсе не в качестве свадебного генерала. Он – тельмановец. Прошедший всю Великую Отечественную офицер-связист после войны работал на ВВРЗ. Кстати, Воронежский вагоноремонтный исторически был не только мощной трудовой, но и, при необходимости, боевой единицей. Еще в первую мировую мастерские, помимо основной продукции, выпускали продукцию для фронтовых нужд. В Великую Отечественную войну, как напомнил в письменном поздравлении президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, в цехах завода оборудовались военно-санитарные поезда, зенитные вагоны, изготавливались противотанковые ружья, детали легендарных «Катюш», строились бронеплощадки и зенитные бронепоезда, ремонтировались танки. Основную работу нужно было делать и тогда, когда после частичной эвакуации вагоноремонтный завод вернулся в Отрожку. После освобождения Воронежа разрушенным оказался не только город. Понесло тяжелый урон хозяйство завода. Основные цеха – пассажирский, товарный, колесный, литейный, деревообделочный, механический и многие другие – сгорели. Оказались полностью вышедшими из строя подземные коммуникации. Каких усилий стоило тельмановцам дать ВРЗ, по сути, вторую жизнь, нам, ныне живущим, и представить-то трудно. Но они смогли, осилили. Полуголодные, полураздетые люди организовали производство по ремонту вагонов, одновременно восстанавливая и другие цеха. Из исторической справки: «В 1946 году построили товарный цех, а в 1947-м – пассажирский, ремонтно-механический, инструментальный, были организованы тележечный, ремонтно-комплектовочный и механо-комплектовочный». Образно говоря, бронепоезд по имени «Воронежский вагоноремонтный» никогда не стоял на запасном пути. В пьесе Александра Володина словно про ВВРЗ сказано: «Жизнь моя – железная дорога, вечное движение вперед». И движение тельмановцев по мирным рельсам всегда было поступательным. Обратимся вновь к исторической хронике: «В 1951 г. завод начал осваивать производство комфортабельных цельнометаллических вагонов, имеющих сложное оборудование. Для этого потребовалось технически перевооружить многие участки, укрепить отделы заводоуправления. В 1952-1953 гг. при колесном цехе организуется роликобуксовое отделение, создается своя резиновая мастерская, которая выпускала прокладки для оконных рам пассажирских цельнометаллических вагонов. На заводе появляется хромировочное и зеркальное отделения, участок по ремонту электрооборудования и аккумуляторных батарей, рамно-кузовной цех. В 1957 г. деревянные изометрические вагоны были сняты с производства и начался капитальный ремонт цельнометаллических вагонов и средний ремонт рефрижераторных и льдопоездов. Пришлось оперативно перестраивать управление производством. Дело было новое, и коллективу завода довелось столкнуться с немалыми трудностями. Началась механизация трудоемких процессов, цеха оснастились новыми станками и оборудованием, мостовыми кранами, электрокарами. Тяжелый физический труд был механизирован, что дало повысить производительность труда. В июне 1957 г. выпущен из ремонта первый рефрижераторный поезд. В 1958 г. завод отремонтировал семь таких поездов, а в 1960 г. – 29. ВРЗ первым среди других вагоноремонтных заводов построил поточно-конвейерную линию для ремонта тележек». И в 70-80-е годы Воронежский вагоноремонтный не сдавал лидирующих позиций в отрасли. 1990-е вряд ли кто решится поименовать временем расцвета российского промышленного производства. Многие предприятия просто рушились. Где теперь былые сверстники вагоноремонтного – флагманы дореволюционной промышленности Воронежа - заводы Столля (затем имени Ленина) и Веретенникова (имени Калинина)? Увы, по большому счету, приказали долго жить. А ВВРЗ и в эти годы сумел сохранить свой потенциал. Более того, значительно его преумножить. Был избран правильный вектор развития. В 1992 г. тельмановцы переориентировали производство (чего им стоила эта революция заводского значения, судить со стороны опять же трудно) на капитальный ремонт пассажирских вагонов. Еще через пять лет начали изготавливать на базе восстановленных кузовов пассажирские вагоны повышенной комфортности. Если говорить о дне сегодняшнем, основным направлением деятельности Воронежского вагоноремонтного (с 1 июля 2008 г. – филиал ОАО «Вагонреммаш») является ремонт пассажирских вагонов всех типов, формирование и ремонт вагонных колёсных пар. Подводя итоги работы последних четырех лет, директор Воронежского ВРЗ Николай Пигловский отметил: «Ежегодно завод приращивает в объемах выпускаемой продукции 17-18%. Продолжаем осваивать выпуск новой продукции. Мы ремонтируем вагоны специального назначения, и практические ежегодно два-три типа таких вагонов уходит из нашего ремонтного производства. Что же касается, наступающего для нас нового века, стратегические задачи ОАО «Вагонреммаш» определены. К ним относятся увеличение объемов выпуска из ремонта продукции: пассажирских вагонов, колесных пар; освоение новых видов продукции и именно вагонов последних лет постройки, уже эксплуатирующихся РЖД. Конечно же, идет поиск новых видов деятельности. Останавливаться нельзя». Между прочим, к продукции ВВРЗ часто и заслуженно прибавляют почетный титул «первый». Так, с 1991 г. завод первым в отрасли освоил капитально-восстановительный ремонт (КВР) пассажирских вагонов и на его базе осуществил выпуск нескольких разновидностей вагонов специального назначения: спальный, вагон-салон, вагон-ресторан, детский вагон, купейный вагон с радиокупе и купе для инвалидов, различные виды испытательных лабораторий. На базе восстановленного кузова купейного цельнометаллического вагона завод первым начал выпускать пассажирские вагоны межобластного сообщения улучшенного дизайна с применением новейшего комплектующего оборудования. На предприятии впервые изготовлен кузов вагона с гладкими стенами, который по своим техническим характеристикам и дизайну соответствует европейским стандартам. Умеют на ВВРЗ выполнять и просто-таки уникальные заказы: от цирковых поезда для аттракционов Юрия Дурова и Сарвата Бегбуди, стационарных вагонов-холодильников для села до вагонов, используемые в чрезвычайных ситуациях, и храма на колесах для Московской патриархии. Новинка, выходящая нынче из цехов завода, – вагоны-насосные станции для пожарных поездов. Один такой поезд уже находится на «боевом посту» в районе Адлера. Продукция воронежских вагоноремонтников востребована не только в России, но и в Армении, Казахстана, Северной Корее, Киргизии. Подписан меморандум о сотрудничестве с Монголией. Словом, Воронежский ВРЗ им. Тельмана сегодня – признанный бренд, марка, имя, вызывающее доверие и уважение. Понятно, столь значимые результаты не появляются сами по себе, автоматически. Они требуют вдумчивого подхода, умения видеть перспективу, четко идти к намеченной цели. Требуют, наконец, серьезных финансовых вложений. Что, собственно, и делается. На последнюю по времени (2002-2007 гг.) реконструкцию ВВРЗ потребовалось шесть лет и полтора миллиарда рублей. Но овчинка явно стоила выделки. Результатом той модернизации стало почти троекратное увеличение выпускаемой тельмановцами продукции. По весьма компетентному утверждению вице-президента ОАО «РЖД» Михаила Акулова, сейчас Воронежский вагоноремонтный – современное предприятие железнодорожной отрасли. И это, что называется, факт, а не реклама. Особая статья – заводские кадры. Уникальная по нынешним временам вещь: на ВВРЗ есть династии, основатели которых трудились на предприятии со дня его основания. Коллектив завода насчитывает 2,5 тысячи человек. Средний возраст работающих – 41 год. Народ тут, в основном, что называется, доморощенный. Удалось сохранить главную кузницу кадров – Воронежский электромеханический техникум железнодорожного транспорта. Среди его выпускников, к примеру, Валерий Николаев – прежний директор Воронежского ВРЗ (начинал здесь с должности слесаря), возглавляющий сейчас ОАО «Вагонреммаш», и нынешний директор Николай Пигловский. Как уже упоминалось выше, Отрожка исторически складывалась вокруг завода, благодаря ему. Этот район и сегодня связан с ВВРЗ множеством ниточек (по крайней мере, двумя с половиной тысячами). Неслучайно депутатом горДумы Воронежа по округу № 1, куда входит и Отрожка, был в свое время Валерий Николаев, а теперь – Николай Пигловский. Логично, что интересы жителей представляет и защищает руководитель, если так можно выразиться, отрожкообразующего предприятия. Предприятия, заметим, в полной мере осознающем степень своей социальной ответственности. Равно как и ответственность производственную. По словам Николая Пигловского, ВВРЗ и город стараются действовать как единый механизм исполнения промышленной политики; создания новых рабочих мест; поиска современных технологий. Задачи, которые ставят в своем развитии и завод, и город, координируются, отрабатываются в едином русле. Так что100-летие ВВРЗ никак нельзя считать узко заводским событием. Это – праздник многих и многих людей. Символическим знаком юбилея стала придуманная и сделанная самими заводчанами (не перевелись еще у нас Левши) памятная стела. Право открыть ее доверили гендиректору ОАО «Вагонреммаш» Валерию Николаеву, председателю заводского Совета ветеранов Марии Никоновой и возглавляющему здешний Совет молодежи Николаю Худоярову – представителям трех поколений тельмановцев. В основание стелы руками юных Ксюши Толчеевой и Димы Крылова (будем надеяться, представителей следующего поколения вагоностроителей) было заложено обращение к потомкам. В нем нынешние работники Воронежского ВРЗ обращаются к тем, кто станет трудиться в стенах завода через полвека: «Дорогие потомки! Верим, что своим трудом, творчеством вы сможете реализовать все наши неординарные, смелые планы и превратить наши мечты в реальность. Мы уверены, что и через 50 лет вы также будете гордиться заводом, сумеете сберечь и приумножить его славу во имя будущих поколений. Неиссякаемой вам энергии, счастья, силы духа, стойкости и упорства в достижении цели. Будьте добры друг к другу. Помните о ветеранах и предшествующих поколениях. Приумножайте успехи родного завода на благо великой России». А затем тельмановцы проводили заводской век. В небо устремилась связка белых, красных, синих шаров с вымпелом ВВРЗ. На глазах у многих навернулись слезы светлой печали. Впрочем, времени на грусть было немного. Начинался новый трудовой век Воронежского вагоноремонтного завода. Надо полагать, не менее славный, чем прошедший. Жизнь продолжается. | |||
© 2002 - 2015. Все права защищены Воронежская городская Дума Информсвязь |
Наш адрес 394000, г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 8 тел. 8 (473) 222-73-01 E-mail: obschyiotdel@vmail.ru Время работы: понедельник - четверг с 9.00 до 18.00, пятница - с 9.00 до 16.45. Перерыв: с 13.00 до 13.45 |